25 сентября

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА БАЗЕ ИННОВАЦИОННЫХ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

     В последние десятилетия в жизни российского общества происходят значительные изменения, связанные в первую очередь со структурными изменениями в экономике страны, созданием рыночных отношений, интегрированием страны в мировую экономическую систему, что существенно влияет на необходимость формирования специалиста-профессионала, характеризующегося высоким уровнем профессиональной компетентности, профессиональной мобильностью, конкурентоспособностью на рынке труда, социальной направленностью, нравственной зрелостью, потребностью в профессиональной самореализации, умением проектировать профессиональную карьеру.

     Эти изменения повлекли за собой реформирование и интенсивное развитие системы среднего профессионального образования (СПО). Сегодня система среднего образования в стране переходит на новые образовательные стандарты второго поколения, в которых целью и основным результатом образования определено развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Авторы стандартов предлагают сделать это на основе идей системно-деятельностного подхода к обучению. Образовательная среда должна обладать всей системой условий для реализации требований к результатам обучающихся – наряду с конкретно-предметными результатами овладение личностными и межпредметными результатами (т. е. универсальными учебными действиями), чего не было в стандартах первого поколения. Среди универсальных учебных действий выделяют познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Генеральной образовательной линией становится полноценное развитие личности, выбор ее жизненно важных ценностей, среди которых главное место занимает образование, профессия, труд. Их реализации отвечает проектирование специально организованной образовательной среды, которая в этих условиях должна обеспечивать единство профессиональной подготовки с общекультурной, адаптацию к новым условиям деятельности на всех ступенях многоуровневого непрерывного образовательного процесса, стимулируя личность к дальнейшему обучению и профессиональному становлению. [1]

      Современная система образования претерпевает значительные изменения, обусловленные, бурным развитием компьютерной техники и телекоммуникационных технологий,  без владения которыми в настоящее время не мыслится успешная профессиональная деятельность. В теории и практике образования сейчас наблюдается возросший интерес к исследованиям и разработкам, направленным на использование преимуществ и потенциала новых информационных технологий Создание информационно-образовательной среды (ИОС) в данной работе рассматривается на примере деятельности Луховицкого авиационного техникума.

     Процесс инновационного образования и технологическая составляющая ИОС, являются средством автоматизации деятельности колледжа, средством доставки учебной информации и инструментом формирования его информационно-образовательной среды.
Термин «Инновационное образование» используется нами как образование с использованием современных информационных технологий или как оказание студентам «Информационно-образовательной услуги».

   Учитывая особенности преподаваемых мной дисциплин общепрофессионального цикла (Материаловедение, Метрология, стандартизация и сертификация),   в частности,  их описательный характер и обилие иллюстративного материала,  в учебном процессе я широко использую современные информационно-коммуникационные технологии. Они значительно расширяют учебно-информационное пространство изучаемых дисциплин, совершенствуют навыки информационной культуры, позволяют активно пользоваться ресурсами Интернета в процессе подготовки к занятиям. 

    Дидактические характеристики учебных компьютерных программ и кинофильмов определяются широтой изобразительных возможностей,  высокой степенью наглядности излагаемого материала,  сочетанием зрительного и звукового воздействия, возможностью многократной демонстрации материала по ходу лекции. Видеофрагмент – зрительный компонент лекции. Но при этом лекция не должна превратиться в киносеанс. [2]

     В нашем техникуме в учебном процессе широко используются различные электронные пособия. Разработаны электронные учебники и по курсам Материаловедения,  Метрологии, которые снабжены большим количеством видеоматериалов, поясняющих схем,  тестов по изучаемому материалу, а также электронные конспекты лекций.

     В мои задачи входит не только давать необходимую сумму знаний, но и научить самостоятельно получать знания, анализировать, делать выводы, применять знания на практике и в повседневной жизни, развивать интеллектуальные и творческие способности студентов, воспитать дисциплину и ответственность, умение работать в коллективе. Процесс получения знаний должен быть интересным, наглядным и разнообразным, поэтому на занятиях я применяю различные методы интерактивного обучения.   Вот некоторые из них.

      При проведении лабораторно-практических занятий используются ролевые игры.  В зависимости от темы занятия студенты  «назначаются» исполняющими обязанности начальника ОТК  (отдел технического контроля),  сотрудниками ЦЗЛ  (центральная заводская лаборатория),  инженерами-термистами отдела главного металлурга автомобильного завода, инженерами-технологами машиностроительного завода. В процессе выполнения работы студенты самостоятельно получают результаты и делают по ним заключения в рамках предложенной инженерной должности.         Например, при проведении лабораторной работы по теме  «Макроанализ»  студенты, «исполняющие»  обязанности начальника ОТК,  проводят исследование предложенных им деталей машин.  По каждому образцу делается заключение о приемке детали с обоснованием принятого решения.

       Вовлечение студентов в творческий процесс необходимо для улучшения и развития образовательного процесса, стимуляции к получению новых знаний вовлечения в научно-исследовательскую работу.  

       Инновационное обучение студентов предполагает повышенные требования к преподавателям, оказывающим «информационно-образовательные услуги».

      Преподаватель в рамках такого обучения должен овладеть функциями разработчика курса, программиста, лектора, консультанта и т.д. Ввиду трудности совмещения в одном лице таких функций должны создаваться творческие коллективы преподавателей, которые формируют в настоящее время специализированные сайты, являющиеся интерактивными и обеспечивающие обратную связь со студентами.

    Для того чтобы образовательная модель действовала, необходимо разрабатывать ее содержательную сторону. Поэтому в любом учебном заведении большое внимание должно уделяться формированию среды.

         Здесь уместно вспомнить случай, имевший место более десяти лет назад. Известного русского писателя Василия Аксенова пригласили в Нью-Йоркский технологический университет прочитать цикл лекций. «О чем?» - спросил ректора писатель. - «О чем угодно, - ответил руководитель вуза. - Мы приглашаем Вас, чтобы формировалась культурная среда».

 

Библиографический список

1. Буланичев В.А., Серков Л.А., Казаков С.И., Модель информационно-образовательной системы в Академии Управления и Предпринимательства// Экономико-организационные проблемы проектирования и применения информационных систем: Материалы VII Международной научно-практической конференции. 11-12 ноября 2003г. (г.Ростов-на Дону): РГЭУ «РИНХ», 2003. с.37-39.

2. Бабешко В.Н., Нежурина М.И. Построение иерархии характеристик качества программных средств дистанционного обучения с помощью функциональных моделей// Качество дистанционного образования: концепции, проблемы: Тез. докл. 7 февраля 2003г (г. Москва) – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2003. с.75-77.



Страницы: - 1 - 2 - 3 - 4 - 5